Изучаем свойства свечи и пламени с помощью простых опытов

Похимичим

Всем привет!

Продолжаю рассказ о наших играх-опытах со свечами, начатый две недели назад. Хотела написать эту статью еще на прошлой неделе, но сначала моя болезнь, потом – сына помешали мне это сделать. Вот так и прошел мой 18-дневный отпуск, весь в болезнях. Все-таки мы здорово перемерзли в холодной квартире, когда не было отопления.

Так что, к опытам со свечой возвращаюсь после вот такой длинной паузы. Сегодня я расскажу, как мы изучали пламя свечи, проверяли, что образуется в результате горения, и как можно с помощью огня найти потайной ход, в общем — легкие и интересные домашние опыты со свечой.

Начали мы с сыном с того, что зажгли нашу самодельную свечку, полученную в предыдущем опыте, и стали разглядывать пламя. Выяснили, что оно состоит из трех частей: самая яркая верхняя часть, синеватая нижняя часть и средняя часть обычного, «огненного», как сказал мой сын, цвета. Поводили рукой над пламенем, оказалось, что его тепло чувствуется даже там, где огня уже и не видно, высоко-высоко над свечой.

температура пламени свечи

Примечание: рисунок не мой, взят из открытого доступа в интернете.

Потом мы взяли обычную столовую ложку, подержали над пламенем и получили яркое черное пятно на блестящей поверхности железной ложки. Это сажа, которая образуется в результате горения парафина. Она легко стирается пальцем и также легко смывается потом с испачканных рук. В древности сажу использовали как косметическое средство, например, женщины ею затемняли глаза, стремясь к выразительному взгляду, а цирковые артисты использовали как компонент грима.

сажа на ложке

Что еще образуется в результате горения парафина? Подержали над пламенем стеклянный стакан (у меня в кладовке обнаружился забытый старый термостойкий лабораторный стакан) и увидели на нем капельки воды. Так что, если сильно упростить (думаю, для шестилетнего ребенка это будет впору), то можно сказать, что при горении парафина образуются вещества из тех элементов, их которых он состоит: сажа (углерод) и вода (водород и кислород). Так горят в большинстве своем все органические вещества.

Еще немного поиграли со стаканом – накрыли им свечу, и через некоторое время пламя погасло. Закончился кислород, который поддерживает горение. Вот так, попутно с изучением свойств огня, узнали и о составе воздуха – в нем есть газ кислород, который поддерживает горение и дыхание, без кислорода человек не сможет жить, а огонь не сможет гореть.

Возвращаясь к огню, исходя из предыдущего опыта, что нужно, чтобы потушить пожар? Прекратить доступ кислорода. Сын тут же обрадовано просветил меня насчет углекислотных огнетушителей, о которых рассказывали в «Фиксиках». Ну хоть какая-то польза от мультиков :-)

А если серьезно, то мне этот мульт очень нравится, как и сама идея создания подобного медийного образовательного продукта. Огромное спасибо его создателям!

Потом немного поэкспериментировали с изменением цвета пламени. На спиральке из проволоки я вносила в пламя кристаллики медного купороса, и цвет пламени становился ярко-зеленым. Это качественная реакция на ионы меди. Очень красивые зеленые всполохи получались! Единственное предупреждение для тех, кто захочет повторить опыт, не увлекайтесь большими количествами и проветривайте комнату после эксперимента.

Сфотографировать «наше» пламя я не смогла, просто не хватило рук – и опыт демонстрировать, и фотоаппарат настраивать, и за ребенком следить, чтобы не лез, так что привожу здесь фотографию зеленого пламени, взятую из интернета.

зеленое пламя

Вот и мы наблюдали нечто подобное.

Да, цветные свечи сами по себе сделать легко, добавляя краситель в воск или парафин, за счет чего именно сама свеча приобретет красивый внешний вид. Но так, чтобы именно пламя было цветным – это уже нужно задействовать определенные химические вещества и реакции. И не факт, что получится именно то, что вы хотели.

У меня есть рецепт изготовления свечи с добавлением медного купороса, чтобы она постоянно горела зеленым пламенем. На одном из химических форумов когда-то давно я даже поучаствовала в дискуссии на тему создания таких свечей. Но в реальности руки так и не дошли ее сделать. Так что, пока ничего не могу сказать на эту тему, не пробовала делать свечи с цветным пламенем.

Ну а я затем вспомнила опыт, который описывался в старых-старых учебниках по природоведению. Если мне память не изменяет, нам его показывали еще в третьем классе. Горящую свечу подносят к открытой двери. В верхней части пламя отклоняется в сторону улицы, в нижней – в сторону комнаты. Это происходит потому, что внизу движется холодный тяжелый воздух из улицы в комнату, а вверху теплый и легкий воздух из комнаты выходит на улицу. Вот так происходит воздухообмен при проветривании.

Этот прием часто используют писатели приключенческих романов. Например, когда герои оказываются заперты в комнате или пещере. Чтобы обнаружить тайный ход, они обследуют с горящей свечой все стены. Там, где есть хоть малейшая щель, пламя начнет колебаться за счет невидимого движения воздуха.

Честно скажу, в такой ситуации я ни разу не была и не хочу побывать, но, думаю, способ достаточно хороший, если ничего другого больше не остается. А вы как думаете?

Вот так мы поиграли с самой обычной свечкой. Вроде бы ничего сложного, все необходимые реквизиты есть под рукой, а сколько всего интересного можно узнать.

В итоге, вечером перед сном сын начал выпрашивать «мама, расскажи что-нибудь химическое», пришлось срочно на ходу сочинять «химическую сказку» про трех друзей – два атома водорода и один атом кислорода, о том, как они решили взяться за руки и образовали воду. Сказка получилась, на мой взгляд, так себе, у меня в последнее время совсем плохо с фантазией, но лиха беда начало :-)

Всем хорошей недели, до встречи в следующей статье!

Наталья Брянцева

KidsChemistry теперь есть и в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас! Google+, В контакте, Одноклассники , Facebook, Twitter

Буду искренне благодарна, если поделитесь этой статьёй в социальных сетях
Подписывайтесь на новости блога!

К статье оставлено: 3 комментария

  1. Мария

    Наталья, читаю ваши статьи и поражаюсь насколько можно интересно рассказывать о химии. Жаль, что в школах изучает не практичные нужные вещи, которые могут пригодиться в жизни, а сухую теорию.

    Ответить
    1. Наталья

      Практичные вещи все равно нуждаются в теории, это две стороны одной медали. А часов химии в школе мало, вот и получается, что почти все они заняты теорией, на практику остается очень мало времени.

      Ответить
  2. Мария

    Грустно, Наталья. Но очень уж скучны нынешние школьные уроки. Ребят бы сначала заинтересовать, а то теория непонятно к чему и для чего. У меня самой химичка было «от бога». Химию любили даже двоечники. А сыну не повезло. Лабораторные переписывали с учебника, а хим. реактивы учитель даже доставать боялась.

    Ответить
Поделитесь своим мнением (Правила комментирования)

O=);-):|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::oops::o:mrgreen::love::lol::grin::evil::cry::cool::???:

Нажимая на кнопку "Отправить сообщение", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.