Как я придумывала темы для школьных исследовательских проектов

Личное

Всем привет!

Даже не знаю, как назвать случай, который со мной недавно приключился. Забавная ситуация.

Позвонила мне подруга, с которой мы знакомы уже почти 25 лет, в детстве жили в одном доме, учились в одной школе, правда, в разных классах, периодические общаемся до сих пор. Звонит и задает интересную задачу: ее сыну нужно придумать тему для школьной исследовательской работы.

Он учится в гимназии (в которой мы обе учились в свое время), и, начиная с третьего класса, каждый год каждый ученик проводит исследовательскую работу, пишет проект, потом выступает с его защитой, то есть «по-взрослому». И вот надо придумать тему для школьного исследовательского проекта на следующий год.

школьная работа

 

Техзадание

В общем, исходные данные такие:

  • мальчик, которому в ноябре исполнится 10 лет;
  • в сентябре он пойдет в четвертый класс;
  • в этом году он делал работу о пользе завтраков и их оптимальном составе, но
  • ему хочется что-то, что можно делать своими руками, например, собрать какой-то прибор;
  • ребенок активный и любознательный;
  • мама не менее активная, очень умная, энергичная и вообще очень добрый и светлый человек;
  • проект должен длиться год – в течение учебного года ребенок выполняет исследовательскую работу, оформляет в презентацию и текстовый файл и защищает это перед комиссией.

Я специально постаралась выяснить как можно больше информации для максимально подробного техзадания.

А то, знаете, получится как в анекдоте:

Поймал мужик золотую рыбку и говорит ей: «Хочу, чтобы у меня все было!». Рыбка подумала и отвечает: «Окей, у тебя все БЫЛО!».

Так что, для выполнения задания нужно как можно больше информации. Тем более, что опыта подобных проектов у меня вообще нет, но скоро будет, когда и мой сын начнет учиться (причем, скорее всего, в этой же школе). Так что, можно сказать, работаю на опережение.

Результат

Вот, что у меня получилось в итоге.

Тема 1. Получение вытяжек эфирных масел из лекарственных растений – зверобой, ромашка, тысячелистник и т.д.

Плюсы:

  • эти масла очень полезны для здоровья как при применении внутрь, так и снаружи.
  • можно делать из них ароматические кулоны, подушки, аромакамни, ароматизаторы воздуха дома.

Минусы:

  • мальчику может быть не очень интересно, больше девчачья тема.
  • работать по ней можно только летом с живыми растениями, с сушеными зимой не получится.

Тема 2. Можно сделать то же, но со спиртовыми, а не масляными вытяжками, но тогда добавится еще один минус – в таком возрасте все-таки еще рано думать о спирте :-)

Тема 3. Получение природных красителей из растений. Например, свеклы, моркови, черники и т.д.

Плюсы:

  • можно повернуть эту тему как то, что в тортах, печенье и т.д. используются химические красители, которые могут вызвать аллергию или другие неприятные реакции организма, а от природных такого не будет.
  • можно показать использование этих красителей на практике – добавлять их в выпечку, делать домашние газированные напитки.

Минусы:

  • Тема больше девчачья, чем для мальчика.
  • Многие растения с красящими веществами можно найти только летом. Хотя та же свекла и морковь доступны весь год.

поливаем цветы

Тема 4. Изучение коррозии металлов.

Изучить, почему ржавеет железо, что такое ржавчина, какой вред она приносит железным предметам (например, на даче), как с ней бороться (есть очень много разных способов, не только покраска).

Можно самому собрать установку для изучения электрохимической коррозии (это несложно, есть в интернете).

Плюсы:

  • Подходит для мальчика.
  • Достаточно обширная, можно растянуть на год.
  • Можно применять на практике с пользой.

Минусы:

  • Может оказаться сложноватой для такого возраста, не уверена. Но можно упростить и взять самое основное и самое простое.

Тема 5. Получение дистиллированной воды в домашних условиях.

Собрать прибор для получения дистиллята (в интернете много описаний, как это сделать дома). Изучить свойства дистиллированной воды. Для чего она нужна (например, для приготовления лекарств, для заливки в аккумулятор машины). Изучить, можно ли ее пить (в интернете сейчас настоящая битва идет на эту тему).

Плюсы:

  • Подходит для мальчика (самому собрать прибор и научиться с ним работать – это долгая и кропотливая работа).
  • Есть практическая польза – можно использовать полученную воду.

Минусы:

  • Может быть просто неинтересна.
  • Нужно соблюдать технику безопасности при получении дистиллята.

Тема 6. Получение бумаги в домашних условиях.

Практически то же самое, что и с предыдущим пунктом.

Есть много вариантов получения бумаги дома. Можно изучить исторические факты, откуда вообще пришла технология получения бумаги, кто первым до этого додумался. Попытаться самому воспроизвести первую бумагу, посмотреть, какая она получится. Сделать из самодельной бумаги картины, блокноты и т.д.

Плюсы:

  • Есть практическая польза. Можно узнать много интересных исторических и технологических фактов.

Минусы:

  • Может быть неинтересна мальчику

Тема 7. Изучение свойств соли и сахара.

Как они влияют на здоровье. Сколько их можно и нужно употреблять.

Верно ли утверждение, что это – белая смерть?

Как соль и сахар влияют на растения, например, вырастить несколько фасолин в стаканах, в одну добавлять соль, в другую – сахар и посмотреть, какая будет лучше расти. Изучить, как будут себя чувствовать растения на соленых почвах, солончаках.

Изучить свойства соли и сахара, сделать все возможные домашние опыты с ними (их много в интернете) и написать обучающую книгу об этих опытах. Или сказки о соли и сахаре.

Показывать эти опыты, например, первоклашкам.

Тема 8. Изучение тайм-менеджмента.

Сделать хронометраж нескольких дней, посмотреть, на что тратится больше времени, на что время уходит впустую, как можно увеличить эффективность использования времени, как планировать свои дела, ставить цели, расставлять приоритеты в последовательности выполнения дел, анализировать и т.д.

Плюсы:

  • Этим можно заниматься хоть целый год.
  • Очень полезно.

Минусы:

  • Может не понравиться чисто по складу характера, нужны усидчивость и терпение.

дети школьники

Тема 9. Изучить какие-нибудь пищевые добавки или консерванты, про которые сейчас все говорят.

Например, тот же глутамат натрия.

В какую пищу его добавляют. Какими свойствами он обладает. Сравнить вкус еды с ним и без него. Посмотреть, в каких количествах его можно добавлять в еду без вреда для здоровья. И т.д.

Тема 10. Изучить свойства обычной воды:

  • Плотность
  • Растворение различных веществ в зависимости от температуры
  • Влияние на растения
  • Где и для используется
  • Сколько ее в природе
  • Роль в жизни человека
  • Занимательные опыты с водой

Тема 11. Изучить созвездия Северного полушария, где мы живем.

  • Какие созвездия в какое время года видны.
  • Как ориентироваться по созвездиям.
  • Всякие туманности, Млечный путь.
  • Самому собрать телескоп (в интернете есть много материалов на эту тему).

Могу дать интернет-контакты человека, очень увлеченного астрономией, он все очень хорошо и с удовольствием объясняет, у него много самых разных материалов по этой теме.

Тема 12. Изучить сроки годности пищевых продуктов.

Что как и где можно хранить: в холодильнике, при комнатной температуре.

  • При какой температуре.
  • В холодильнике на какой полке или в морозилке.
  • Обязательно ли класть в полиэтиленовый мешок.
  • Какие продукты нельзя хранить совместно.
  • Что будет, если оставить, например, мясо на столе.
  • Что будет если не поставить суп или кашу в холодильник. Как быстро они испортятся летом и зимой.

Тема 13. Как долго можно сидеть за телевизором, компьютером или планшетом.

  • Как это влияет на зрение, на осанку, на самочувствие, на отношения в семье.
  • Какое вредное излучение идет от телевизора и компьютера.
  • Упражнения для глаз при работе с компьютером.

Тема 14. Изучение сна.

  • Что такое сон с точки зрения физиологии.
  • Что происходит с мозгом во сне.
  • Как организм отдыхает во сне.
  • Сколько сна нужно взрослым и детям.
  • Причины нарушения сна.
  • Что будет, если не соблюдать режим сна, как это повлияет на самочувствие, на успеваемость в школе.
  • Что нужно, что быстро засыпать и крепко спать.
  • Значат ли сны что-нибудь, можно ли верить сонникам.

И т.д.

Тема 15. Можно самому сделать барометр для предсказания погоды.

В интернете есть много материалов на эту тему, но я в ней не разбираюсь, не изучала ее. Возможно, будет сложновато по возрасту. А может и нет. Надо найти и посмотреть.

С барометром изучить изменения погоды: циклоны, антициклоны, как выглядят облака перед дождем. Как по народным приметам определить погоду на завтра. Можно ли верить этим приметам, работают ли они. Посмотреть на разные сайты погоды – всегда ли сбываются их прогнозы. Может быть поискать, какие математические модели расчетов погоды используют сейчас синоптики.

рисую радугу

Вот приблизительно такой файл я отправила подруге пару недель назад. А на днях она позвонила и сказала, что сыну понравились темы по изучению сна и защите металлов от коррозии. Честно говоря, меня удивил выбор тем, я думала, что будет выбран телескоп либо дистиллированная вода. Но рада, что моя работа все равно пригодилась.

Как я поняла, мама с сыном пока больше склоняются к изучению сна. Даже начали читать книгу на эту тему, хвалят ее и настоятельно рекомендуют мне – Ю.М. Кириллова "Сон без бессонницы". Я пока ее не читала, только заказала в нашем казахстанском интернет-магазине, на котором часто и с удовольствием закупаюсь. Но на «Озоне» и «Литресе» она тоже есть. Загляните, может понравится. По крайней мере, моя подруга в восторге от нее.

Ну а я пока продолжаю ломать голову, в какую школу сына отдавать. Ему в июне будет 6 лет, а у нас с месяц назад вышел закон, что пятилеток – в нулевые, шестилеток – в первые классы.

Сразу же поднялась волна обсуждений в интернете, в основном – негативных. В итоге, спешно выпустили пояснения к закону, якобы нужно смотреть каждый случай индивидуально, насколько ребенок готов к школе.

Я вот считаю, что в шесть лет ребенок еще не может сидеть 45 минут за партой. Насколько я помню из курса педагогики и возрастной физиологии, его основное занятие в этом возрасте – игра. Да и по себе помню, что более-менее осознавать необходимость учебы и смиряться с этим начинаешь только в 7 лет, а то и позже. Причем, я была довольно спокойной и усидчивой девочкой, а что говорить о мальчишках-непоседах?

У одной моей знакомой дочка учится в первом классе, причем, в довольно хорошей школе, так там некоторые дети даже плохо говорят, не говоря уже (простите за тавтологию) о том, чтобы писать и читать.

Вторая моя знакомая отдала дочь в школу в 5 лет. Девочка учится нормально, учеба дается почти без трудностей, но проблемы с письмом.

Вот хочу спросить у вас, мои читатели, что вы думаете об этом. Среди вас ведь есть мамы с детьми-школьниками. Помогите мне, подскажите, во сколько лучше ребенка отдавать в школу – в шесть или семь лет? Я сделала небольшой опрос, он займет у вас всего пару минут.

Буду очень рада, если откликнитесь в комментариях, что думаете по поводу шестилеток в первом классе. Заранее благодарна, спасибо!

Искренне ваша,

Наталья Брянцева

KidsChemistry теперь есть и в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас! Google+, В контакте, Одноклассники , Facebook, Twitter

Буду искренне благодарна, если поделитесь этой статьёй в социальных сетях
Подписывайтесь на новости блога!

К статье оставлено: 16 комментариев

  1. Юлия Белка

    Ответила: «по индивидуальным особенностям», что, в общем, самое логичное, ведь у каждого свой путь. Но вот как по мне, чем позже человек окажется в школе, тем лучше.

    Ответить
    1. Наталья

      И не говорите! Я настолько против того, что живое, подвижное человеческое существо запирают в каменном мешке без движения и доступа свежего воздуха, что у меня сердце разрывается.

      Ответить
  2. Лена Леер

    Всем доброго времени суток!

    Проголосовала за начало образования с шести лет. Требования детсадовские высокие,

    ребятки развиты вместе с IT-технологиями. Внуку 3,5 года, знает над-под, перед-после, право-лево и т.д. Школу закончили в 1982 году, в восьмом классе нашей среднестатистической школы не все мальчишки на физре повернуться направо-налево не могли правильно! А в детском саду последний, подготовительный год, скучающе смотрели через дорогу — там находилась школа. От безделья играли в семью и в любовь, насколько у кого хватало «жизненного опыта». Правда, как быть с ключами от квартиры? Опять на шею? ;-)

    Ответить
    1. Наталья

      Интересный вопрос насчет ключей от квартиры, надо подумать ;-)

      Ответить
  3. Анна Игнатеня

    Наталья, здравствуйте! Давно не заглядывала к вам, нужно возобновить чтение вашего увлекательного и полезного блога. Очень интересные темы проектов вы придумали, мне, кстати, тоже понравились больше всего про сон и про коррозию)))). Во всяком случае я с них бы начала))).

    Что касается школы, то у нас давно все дети идут в 1 класс с 6 лет, нулевых не существует тоже давно, во всяком случае, 7 лет назад уже точно не было. Сейчас разрешили брать пятилеток в 1 класс. И хоть у нас уроки по 35 минут у малышей, но считаю совершенно нецелесообразным отдавать даже супер развитого ребенка в столь раннем возрасте в школу. Шестилеткам, а тем более пятилеткам там делать нечего. И даже если чудом вы сможете избежать проблем, то смысл в чем? Раньше выгнать ребенка во взрослую жизнь? Дошкольное детство — это свобода и именно ДЕТСТВО. Зачем красть у ребенка год этого счастья? Кризис 7-ми лет показатель готовности к обучению. Часто он наступает только после 7 лет, более того, истинно готовы к обучению дети, у которых этот кризис завершился. В редких случаях это случается к 7-ми годам, чаще к 8-9. Опоздать в школу невозможно, а прийти раньше и получить кучу проблем — запросто. У нас, к счастью, родители сами решают в 5, 6 или 7 лет отдавать ребенка в школу. А вот в 8 только в случае специальных показаний. И все же у нас процентов 20-30 классов из деток после 7 лет. И это радует. Дочка пошла в 6. С учебой проблем не было, хотя писала она как курица лапой), но я специально с ней не занималась, постепенно она научилась нормально писать. Не вижу в этом никакой проблемы. Однако мы получили букет проблем с тяжелейшей адаптацией, боязнью учиться, нежеланием учиться и социализацией ребенка. До кучи перешли в разряд часто болеющих детей, с подозрением на соматику. Сыну в августе 7. В 6 лет я даже не рассматривала его поступление в школу. Но в этом году уже придется, так что готовимся. С младшим у меня пока вопрос открытый, он декабрьский, так что вполне можем пойти в школу и в 7 лет 9 месяцев. Мне кажется, что самое ранее, когда стоит отдавать ребенка в школу 6 лет и 10-11 месяцев.

    Ответить
    1. Наталья

      Анна, спасибо за подробный ответ!

      Меня зацепила фраза «Опоздать в школу невозможно». А ведь действительно невозможно! Рано или поздно ребенок все равно там окажется. И действительно, чем раньше, тем больше проблем.

      Помню, у нас в классе было очень четко видно, какие дети в каком возрасте пришли в школу. Те, кто пришел почти в 8 лет, то есть фактически в 7, но в ноябре-декабре им исполнялось 8, учились гораздо лучше тех, кто пришел в 6, а 7 им исполнялось в октябре-декабре. И эта разница была видна все 10 лет обучения.

      Мне повезло, я августовская, так что пошла в школу практически ровно в 7 лет и проблем с адаптацией и болезнями не было никаких. А до этого год была в садике в так называемой подготовительной группе, где мы учились читать, считать и писали всякие палочки-закорючки.

      Радуюсь, что сын у меня тоже летний, июньский, легче будет идти в 1 класс в 7 лет, если все-таки именно в 7 соберемся.

      Ответить
      1. Анна Игнатеня

        Скажу честно, я отмечала большую разницу между детьми в 6 и 7 лет. Даже в течение года моя дочка круто изменилась, то же замечаю и у сына. Все же малышам за партами не просто тяжело, а часто губительно для интереса к учебе. Желаю вам принять правильное решение! Такое, чтобы подходило именно вам и вашему сыну.

        Ответить
        1. Наталья

          Спасибо! Буду думать.

          Ответить
  4. Татьяна

    Ответила на вопрос и считаю, что самый лучший возраст — это 7 лет, не стоит раньше времени отнимать у ребёнка детство, вообще я против шестилетних школьников. Это кажется с виду, что деткам легче на самом деле, многие дети испытывают стресс и не редко приходится родителям возвращать ребёнка обратно в детский сад.

    Ответить
    1. Наталья

      Какой ужас — возвращать ребенка в детский сад! Ни разу о такой ситуации даже не слышала, но представляю, какой это стресс для ребенка. Да и для родителей тоже — они ведь не бездушные люди, переживают за своего ребенка.

      Я тоже против шестилетних школьников, но как бы это донести до нашего Министерства образования?

      Скорее всего, буду оформлять сына в нулевой класс в этом году — нечто переходное между садиком и школой.

      Ответить
  5. Алексей

    Извините, я видимо ошибся, попав на этот блог (сориентированный на женщин, судя по текстам блогера, участницам обсуждений и по всему прочему) — я не «мама», не «папа», я — дедушка.

    Ответить
    1. Наталья

      А что плохого в химии для дедушек? На моем блоге нет дискриминации ни по половому, ни по возрастному признаку. Я одинакова рада читателям любого пола и возраста :-)

      На блоге, кстати, много комментаторов-мужчин, просто именно к этой данной статье оставили комментарии только женщины. Так что спасибо, что вы разбавили нашу несколько однородную компанию.

      Ответить
  6. Алексей

    Все комментарии про «когда идти в школу», а статья про «темы исследований». Анкета оказалась мимо статьи, но все ухватились именно за анкету.

    Природа не делит своё содержание на отдельные науки, это человек для удобства разделяет на физику, математику, биологию и пр. Для древних все науки были едины и для ребенка тоже нет никаких делений, пока в школу не попадет.

    Приоритеты общества и отдельного человека меняются — что было интересно вчера сегодня кажется чем-то дремучим.

    В свое время (было мне лет 10-11, химии в школе еще не учился) я проводил «исследования» с детекторным радиоприемником. 5 или 6 деталей и я слушаю радио! Это было для меня открытием!

    В тему блога могу предложить школьнику исследовать тему растворимости солей в воде (г/л) (если получится, то и в зависимости от температуры).

    Ответить
    1. Наталья

      Алексей, спасибо за подсказку насчет темы. Включу ее в свою копилку идей.

      Не вижу ничего страшного в том, что комментарии «мимо» темы статьи (не все, кстати). Это обычный блог обычного живого человека для живых людей, а не бездушных роботов. От того, оставит человек комментарий про тематику статьи или про вопрос, целенаправленно заданный автором читателям — небо ведь на землю не упадет? Так?

      К тому же, если предыдущие комментаторы стали писать именно по поводу анкеты, значит, это их заинтересовало. Что плохого в том, что люди искренне, без принуждения пишут о том, что их интересует?

      Я ценю ваше мнение и с уважением отношусь к тому, что вы его высказали. Возможно, вам действительно показались странными некоторые пассажи в статье. Вы имеете полное право так думать и высказывать свое мнение, я с искренним уважением отношусь к людям, имеющим свое мнение и не боящимся его высказать.

      Тем не менее, напоминаю, что блог — это ЛИЧНАЯ интернет-площадка для выражения мнения автора и обсуждения его с читателями. Автор пишет то, что считает нужным и важным для себя (естественно, учитывая нормы общественной этики и морали). Если автор посчитал нужным вставить в статью анкету — значит это его право. Конечно, при условии, если ничьи другие права и интересы он при этом не оскорбляет и не ущемляет.

      Надеюсь, я не оскорбила вас своей анкетой? Если задела вас этим, прошу прощения и советую не читать мой блог, чтобы не травмировать вашу логику и мыслительные процессы. Могу посоветовать завести свой собственный блог и публиковать на нем то, что считаете нужным и правильным.

      Ответить
      1. Алексей

        Конечно, это Ваш блог без всякого сомнения.

        Просто я хотел подметить свойство человека прежде реагировать на последнее событие (анкета шла вслед за статьей, на нее больше и последовало комментариев). Если бы анкета была перед статьей, то, мне кажется, комментарии были бы на «исследовательскую» тему.

        Проверить не желаете?

        Ответить
        1. Наталья

          "Уже открыв дверь, Штирлиц хлопнул себя по лбу и засмеялся:

          – Я стал склеротическим идиотом… Я ведь шел к тебе за снотворным. Все знают, что у тебя хорошее шведское снотворное.

          Запоминается последняя фраза. Важно войти в нужный разговор, но еще важнее искусство выхода из разговора. Теперь, думал Штирлиц, если Рольфа спросят, кто к нему заходил и зачем, он наверняка ответит, что заходил к нему Штирлиц и просил хорошее шведское снотворное. "

          Нет, не желаю проверить :-)

          Ответить
Поделитесь своим мнением (Правила комментирования)

O=);-):|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::oops::o:mrgreen::love::lol::grin::evil::cry::cool::???:

Нажимая на кнопку "Отправить сообщение", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.