Всем привет!
Сегодня произошло интереснейшее событие, к которому автор блога имеет непосредственное отношение.
10 сентября 1996 года Генеральной Ассамблеей ООН был принят Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
Основные идеи этого договора:
Каждое государство-участник Договора обязуется не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.
Кроме того, каждое государство-участник обязуется далее воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия и любого другого ядерного взрыва.
История Договора начинается в далеком 1963 году, когда был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.
Новый Договор 1996 года пошел дальше и запретил проведение взрывов во всех средах, т.е. запрет носит абсолютный и всеобъемлющий характер, в отличие от Договора 1963 года.
Что интересно, этот Договор бессрочный. Выйти из него можно только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут поставить под угрозу высшие интересы государства-участника, кроме того, государство должно предупредить о своем выходе заранее — за шесть месяцев.
Для обеспечения соблюдения Договора, включая осуществление контроля, должна быть создана специальная комиссия со штаб-квартирой в Вене. Но это только после подписания ДВЗЯИ всеми необходимыми странами-участниками.
А что же происходит с Договором сейчас, когда он еще не вступил в силу?
Проводятся подготовительные мероприятия.
В 1997 году была создана специальная Подготовительная комиссия Организации по ДВЗЯИ (СТВТО).
Ее основной задачей является подготовка и проведение необходимых мероприятий для того, чтобы к моменту вступления Договора в силу, были готовы все необходимые контрольные механизмы.
Ведь как вы представляете себе, что значит «следить за соблюдением договора»? Как комиссия будет определять, произвело какое-то государство «подпольный» ядерный взрыв или нет?
Во-первых, необходима международная система мониторинга, в которую входят:
- сейсмостанции, которые по колебаниям земной коры могут определить, был ли произведен взрыв
- акустические и инфразвуковые лаборатории
- гидроакустические станции
- радионкулидные лаборатории
Во-вторых, это инспекции непосредственно на местах с «полевой» проверкой территории.
Вот именно с этим пунктом и связана моя история.
Уже дано активно идет создание сейсмических и прочих станций мониторинга. Но сейчас акцент значительно сместился в сторону подготовки инспекторов для проверки на местах.
Эта подготовка включает в себя четырехлетний тренинг-цикл, который заключается в доскональном изучении Договора и различных международных документов, развитии умения вести переговоры, пользоваться необходимым оборудованием, «полевые практики» по выбранному направлению – сейсмо-тренировки, аэрогамма-съемки, отбор проб окружающей среды, химический анализ на содержание в них различных радионуклидов и т.д.
А завершает это все – двухмесячная тренировка в полевых условиях, максимально приближенная к настоящей ситуации по определению возможного проведения ядерного взрыва.
За годы существования СТВТО было проведено два тренинг-цикла по подготовке так называемых инспекторов на местах. Причем, первые итоговые полевые учения проходили у нас в Казахстане на Семипалатинском полигоне в 2008 году. В группу инспекторов входил и один наш казахстанец.
А в 2010 году был запущен второй тренинг-цикл, в который в качестве представителя от Казахстана вошла я как специалист по радиохимии.
Первое вводное двухнедельное занятие проходило в маленьком венгерском городке Варпалота. Нас было 66 человек из 47 стран мира. Русскоговорящих – всего двое – я и один человек из Москвы.
Сказать, что было интересно – значит ничего не сказать. Я до этого участвовала уже во многих тренингах, в том числе и международных, включая двухмесячную стажировку в Праге, но здесь было очень здорово.
Первая неделя – чисто теоретическая, изучение документов, а со второй недели уже началась практика – мы разбились на группы, в которых отрабатывали разные задания.
Например, мне вспоминается задание, когда наша группа была «инспекторы», а вторая – «нарушители Договора», которых мы пришли инспектировать. И вот нам надо попасть на закрытую территорию научной лаборатории, а нас не пускают, и мы должны предъявить массу причин и документов, по которым нас все же должны впустить.
Не помню уже, кто «победил», зато посмеялись в ходе задания, а закончилось все торжественным рукопожатием.
Вторая неделя была практической – ориентирование на местности, пользование картой, приборами с GPS-навигаторами, переносными радиостанциями, оборудованием для отбора проб почвы и растительности. В предпоследний день было итоговое «экзаменационное» задание — мы весь день колесили по стране в поисках заранее заданных объектов.
Две недели в июне 2010 года пролетели как один сказочный миг. Но окончание у сказки оказалось печальным – я не смогла закончить обучение. Так жизнь сложилась, что в апреле 2011 года я уволилась и уехала из Курчатова (я писала об этом здесь), а в июне – родила сына и осталась в Усть-Каменогорске. Соответственно, не смогла больше ездить ни на какие тренинги.
А «мой» курс благополучно закончил обучение и прошел полевую практику в Иордании в ноябре-декабре 2014 года.
Жаль, что так получилось с обучением. Я нашла много хороших друзей из разных стран, мы иногда переписываемся. Я до сих пор помню очень теплую и дружественную атмосферу, царившую на учениях.
Очень надеюсь, что никому и никогда не придется по-настоящему применить свои знания и столкнуться с нарушением Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
Наталья Брянцева
P.S. Если кому-то интересно, то вот официальный сайт Подготовительной комиссии ОДВЗЯИ. Здесь же можно посмотреть полный текст Договора на русском языке.
KidsChemistry теперь есть и в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас! Google+, В контакте, Одноклассники , Facebook
Станьте первым!