Всем привет!
Сегодняшняя моя статья будет слегка необычной, но просто так сошлись звезды – нашлось сразу три повода написать об одном и том же.
Длинное и нудное вступление
Я уже давно хотела рассказать, как когда-то жила в Праге (это была двухмесячная командировка-стажировка по приглашению МАГАТЭ), поделиться своими впечатлениями. Хоть и давно было, 7 лет назад, но до сих пор свежо в памяти. Естественно, за те два месяца, что я там жила, впечатлений накопился вагон и маленькая тележка, даже и не знаешь, с чего начинать. Но помог случай.
Дело в том, что я со следующей недели иду в отпуск. Сначала будем делать дома ремонт, потом поедем в Астану. И вот, заранее готовясь к поездке, я начала искать расписание поездов.
Боже, как я ругалась!
Провела за этим занятием целый вечер, но так и не нашла ни одного вменяемого сайта с расписанием и ценами.
Пришлось звонить в справочную, где оператор, судя по голосу, жующая жвачку, лениво цедила:
«А вы а-а-а-ткуда бу-у-у-у-дите ехать? Из Уська-а-а-мана?»
Давно уже не слышала такого варианта произношения названия моего Усть-Каменогорска. И тем более не ожидала услышать его от представителей официальных служб.
Второй звоночек прозвенел, когда на днях читала Акунина «Планета Вода». Во второй повести сборника Фандорин путешествует в лесную глушь Заволжья:
Ох, как же мне эта «доисторическая эпоха» в России начала 20-го века напоминает нашу очень среднюю Азию в начале 21-го. Дорог нет, одни только направления.
Ну и третье – недавно наткнулась на один блог о путешествиях, где проводится конкурс, и нужно написать статью о своем путешествии и поставить ссылку на этот блог. Подумалось, почему бы и нет? Даже если и не выиграю приз, мне есть о чем рассказать.
Вот так нашлось сразу несколько поводов для этой статьи. Я хочу рассказать о том, какое впечатление на меня произвел транспорт в Чехии и поделиться несколькими своими замечаниями и советами, вдруг кому-то пригодится.
Общественный транспорт в Праге
Неизгладимое впечатление. Удобство, комфорт, разумность, доброжелательность.
Так как жить там нашей сборной солянке группе из трех человек (я и два парня из Турции и Алжира) предстояло два месяца, то куратор нас сразу повела покупать месячные проездные билеты. Они там с фотографиями, указанием номера паспорта и личной подписью. Так что, другому человеку не дашь покататься, как мы привыкли делать дома.
Продаются в киосках в метро, сфотографироваться можно здесь же в специальной кабинке с автоматической фотографией. Стоили по тем временам 550 крон.
Штрафы за безбилетный проезд довольно большие (что-то около 700 крон, но могу и ошибаться, так как не сталкивалась с этим). Причем, если оплачиваешь сразу на месте, то сумма одна, а если через несколько дней через банк, то уже чуть не вдвое больше.
Проездной действителен на все виды городского транспорта, кроме туристических фуникулеров.
Основной транспорт в центре – метро и трамваи. Автобусы – на окраинах города. Карты трамвайных маршрутов и линий метро можно бесплатно взять в подземке, они лежат свободно на рекламных стойках.
В трамваях остановки объявляют, а также дублируют письменно на светящемся табло над кабиной водителя. В метро – само собой объявляют станции.
О чем нас сразу предупредила куратор: никогда не перебегайте дорогу перед трамваями! У трамвая огромная масса и инерция, он просто не успеет остановиться. Ну да, это не наши допотопные железяки сорокалетней давности, которые порой плетутся так, что думаешь, а не пойти ли мне пешком – быстрее будет.
Что меня поразило до глубины души и о чем я до сих пор вспоминаю с восторгом – на каждой остановке висит расписание трамвая (или автобуса) на рабочие и выходные дни с указанием всего маршрута движения по времени. И отдельно – в какое время трамвай приходит именно на эту остановку.
За два месяца не припомню ни одного случая, чтобы транспорт не пришел минута в минуту. Всегда точно по расписанию!
У нас это представить невозможно в принципе даже при моей очень богатой фантазии.
Помню совершенно изумительную историю, когда мы утром, как обычно, пришли на трамвайную остановку, чтобы ехать на работу, а трамваи не ходят.
Под проливным дождем НА КАЖДОЙ остановке стоит полицейский и вежливо объясняет (да-да и на английском тоже!), что до обеда трамваи ходить не будут, но сейчас подойдет автобус с написанным на нем номером трамвая, который поедет по этому же маршруту, и вы сможете доехать куда вам надо.
Вы можете себе представить такую ситуацию в вашем городе? Я – нет.
Когда пошлой зимой в минус сорок у нас произошла авария на трамвайных путях, которую не могли исправить три дня, приходилось самим звонить диспетчеру в парк и узнавать, ходят ли уже трамваи или нет. А до этого в первый день утром долго стучали зубами на остановке, пока я не догадалась с сотового телефона позвонить диспетчеру и прояснить ситуацию, что транспорта нет и не будет.
В общем, вот такие они – пражские трамваи:
Междугородний транспорт в Чехии
Автобусы и электрички. И шикарнейший сайт, где все это прекрасным образом стыкуется между собой. Нам его тоже подсказали наши чешские коллеги. Делюсь с вами.
Есть варианты на чешском, немецком и английском.
Выбираешь маршрут, время, стыковки с другими маршрутами, пересадки. Есть карты и возможность распечатки расписания.
Здесь же можно купить билеты он-лайн
Именно благодаря этому сайту мне и удалось поездить по стране на выходных: Кутна Гора, Градец Кралове, Крумлов, Карлштейн (дважды), Конепрусские пещеры, Карловы Вары, Острава, Яблонец-над-Ниссой, Либерец… Может, что-то и пропустила, но уже неважно.
Садишься вечером, внимательно изучаешь расписание, стыковку электрички и автобуса, как, например, при поездке в Кутну Гору, так как прямого поезда туда нет, выбираешь удобное время, чтобы не ждать долго пересадку, и утром спокойно идешь на вокзал.
Нас научили нескольким удобным хитростям:
- При покупке билетов показывать свой городской проездной. Это нужно для того, чтобы билет получился дешевле, так как за движение поезда по территории города вы уже заплатили при покупке проездного.
- Брать групповой билет, это тоже дешевле.
- Брать сразу туда и обратно.
Приведу пример. Мы втроем ездили в Карлштейн и использовали все эти три приема. В итоге у нас получилось по 40 крон (цены весны 2009 года) на человека, чтобы съездить за сорок километров за город.
Кстати, время поездок не фиксировано, только дата. То есть ты можешь поехать, когда тебе удобно, и пробыть там хоть до ночи, главное успеть вернуться до наступления следующих суток.
То есть в 12 часов ночи твои билеты превратятся в тыкву.
Сорок крон – это по тем временам две булки хлеба (он в зависимости от сорта стоил около 20 крон за булку). Вы можете себе представить, что поехали на комфортабельной электричке за 40 километров от города по цене двух булок хлеба?
Для сравнения, вскоре я снова решила съездить в Карлшетйн, но уже одна. При этом, покупая билет, не показала свой городской проездной. У меня получилось 80 крон за билет туда и обратно. Чувствуете разницу?
Что еще можно сказать? Электрички очень удобные.
Комфортные сиденья, вежливые контролеры (однажды я от усталости заснула на обратной дороге, так меня даже не стали будить, чтобы спросить билет, хотя я сквозь сон слышала, что их проверяли).
Автобусы, в принципе, обычные, если учесть, что с тех пор прошло уже 7 лет, да и я живу сейчас не совсем на краю цивилизации. Хотя разница все равно ощутима. Бесплатный вай-фай, стюардесса (или как там ее правильно называть в автобусе?) разносит бесплатные журналы и платный кофе и сладости.
Лирическое среднеазиатское отступление
По тем временам у меня от всего этого был культурный шок, хотя это была уже не первая поездка в Европу. Я жила тогда в Курчатове, и регулярно с периодичностью раз в один-два месяца ездила к родителям в Усть-Каменогорск.
Как бы вам рассказать о наших дорогах… помягче?
Чтобы проехать эти 350 км, нужно к 6 утра приползти на маленький пятачок перед магазином, гордо именуемый автовокзалом. Впихнуться (иногда стоя) в провонявший соляркой «Икарус», срок эксплуатации которого истек еще при Брежневе, скрипящий, трясущийся и норовящий развалиться на каждой кочке. 150 км едешь три часа (да, иногда стоя и в давке как в час пик). А вокруг – степи и даже не всегда ловит сотовая связь.
Спустя три часа приезжаешь, наконец, в Семипалатинск.
Там пытаешься быстро перескочить на автобус или маршрутку до Усть-Каменогорска, если тебе повезет и еще остались билеты на ближайший рейс. Напоминаю, ни о какой он-лайн продаже заранее речь не идет, этой услуги просто нет. Если повезло – можно успеть сразу же, не повезло – сиди еще от часа до бесконечности.
Вторая стадия везения – повезло с маршруткой, и она теплая зимой и хотя бы не воняет бензином летом. А если водитель не курит и не слушает блатняк на полную громкость, то проверь, нет ли у него крылышек за спиной.
Третья стадия везения – ты добираешься до города за 4 часа при расстоянии в 200 км. Если не повезло – то за 5, а то и 6 часов в зависимости от водителя, количества остановок на покурить и перекусить, а также технического состояния средства передвижения.
Итог – в лучшем случае ты в городе уже в 2 часа дня, в худшем – как повезет. От аварий меня бог миловал, а вот поломки – дело привычное.
Главное испытание в междугородней «Газельке»: нервы в кулак, волю – в узду (как говорил классик), наушники в уши, темные очки на глаза, абстрагироваться от окружающего мира и изо всех сил стараться не слышать глуховатых бабушек, решивших именно сейчас обсудить детей, внуков, невесток, зятьёв, сериалы, систему здравоохранения, пенсии и правительство.
Пара таких поездок – и начинаешь становиться хроническим мизантропом, завидовать святым отшельникам и понимать, почему они уходили в глушь подальше от людей.
Обратная дорога за счет особенностей расписания движения транспорта гораздо менее удобна. Ты выезжаешь из УК в 8 утра, а приезжаешь в Курчатов в лучшем случае – в три часа дня, в худшем – в семь вечера. Напоминаю, это 350 км дороги.
И так – в течение десяти лет. Ну, когда была своя машина, то ездили на ней, но по разным причинам это было недолго.
Вот такие особенности национального транспорта у нас в Азии. Как вспомню, так вздрогну, хотя уже пять лет не езжу по этим дорогам. Очень хочется навестить друзей в Курчатове, но как подумаю про душный, неудобный, прокуренный, воняющий бензином/соляркой автобус/маршрутку, то желание резко идет на убыль.
Ничего не могу с собой поделать – во время беременности стала очень остро реагировать на запах бензина, да так и осталась эта реакция – сразу же плохо становится.
Ладно, я отвлеклась от темы статьи, просто наболело, не судите строго
Подвожу итоги
Транспорт в Праге и по всей Чехии сделан очень удобно. Продуманно. Легко ориентироваться, легко покупать билеты, легко и комфортно ездить. Для людей, а не для «галочки».
И, да, я погрузилась в воспоминания и эмоции и совсем забыла про блог и конкурс, в котором собираюсь принять участие. Нужно ведь вставить ссылку на него.
Кстати, блог мне понравился. Симпатичный, с легкой навигацией и интересными историями о путешествиях. Судя по статьям и комментариям, автор – умный и доброжелательный человек. Так что, мне не жалко поставить ссылку на ее статью о ценах в Черногории. Почитайте, глядишь – понравится и тоже решите попутешествовать.
Всем хорошего лета, много путешествий и замечательных впечатлений от них!
Наталья Брянцева
KidsChemistry теперь есть и в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас! Google+, В контакте, Одноклассники , Facebook, Twitter
Дмитрий
Наталья, здравствуйте. Мне очень нравится ваш блог, поэтому я решил вручить вам награду-эстафету Liebster Blog Award. Я думаю, что вы слышали о ней и я надеюсь, что вы примите ее. Подробнее о ней вы можете прочитать у меня на блоге. =)
Александр Ризун
С большим интересом прочел, так как сам жил долгое время в Праге, а затем в окрестностях. Да, транспорт там действительно для людей.
Наталья
Приятно встретить «земляка»
Светлана
Как интересно Вы все расписали, особенно понравилось про наш российский транспорт, с юмором и в точку! Прям себя вспомнила тоже когда-то так ездила, тогда это конечно раздражало, а сейчас смешно , у нас наверно еще так долго будет, хотя заметны уже улучшения в лучшую сторону. Будем надеяться, что тоже когда- нибудь дорастем до цивилизации. 8)
Наталья
Про российский транспорт я, к сожалению, могу сказать очень мало, так как с ним редко сталкивалась (наибольшее впечатление оставили Калининградские авиалинии), а вот наш казахстанский транспорт — это мне лучше знакомо *CRAZY*
Татьяна
Наталья, как приятно, когда есть такие воспоминания. Слышала, что в Праге очень удобный общественный транспорт, трамваи ходят четко по расписанию, то есть реально можно выходить на конкретное время, и не опоздаешь, кроме форс-мажоров.
Наталья
Да, это действительно так. Очень, очень удобно!
Ольга
Прочитала статью, очень понравилась. Так по прибытию транспорта можно знать точное время, даже находясь без часов.
У нас временами автобус то опаздывает, а то уходит раньше, и никогда не знаешь во сколько он поедет, очень плохо. А что у нас по расписанию только ходит, так это электричка, минута в минуту.
Наталья
В принципе, да, наверное можно определять время без часов, но у меня как-то не было в этом необходимости. А с электричками вам повезло, искренне завидую!
Анна
Нам тоже транспорт в Праге очень понравился! Особенно, конечно, поражало напечатанное расписание на каждой остановке и прибытие транспорта точь-в-точь. Пару раз опаздывал трамвай, но по большей части вообще без проблем. Даже не зная чешского, всегда было ясно как до куда доехать.
А на счет электричек, мы даже в Германию ездили тоже также вот изучая расписание и продумывая удобные стыковки. Купили единый билет и в течение дня можно на всех электричках бесплатно, так половину Германии проехали из Праги таким образом по одному билету)
А вот месячный проездной мы не брали, но друзья покупали, фотографий нет сейчас вроде как. По крайней мере потом они эти проездные до конца не использовали (взяли потому, что выгоднее было покупать месячный) и продали за полцены потом знакомым перед их поездкой в Чехию. В итоге и знакомые покатались по этим проездным, так что все выиграли).
Наталья
Да, очень удобно видеть расписание в интернете и продумывать стыковки!
Хорошо, если фотографий сейчас нет. Действительно, тогда можно кому угодно пользоваться этим проездным.
Андрей
С интересом прочел вашу статью, так как много раз бывал в Праге (приезжал по работе). С транспортом там действительно все хорошо.
Наталья
Завидую вам белой завистью и снова мечтаю побывать в Праге