Всем привет!
Как осеннее настроение? У нас до вчерашнего дня стояла жара под тридцать, я медленно плавилась и сходила с ума, сознание полностью парализовано, голова отказывалась соображать. Осень к нам идет не спеша. Тащится также медленно, как я плетусь в шесть утра на трамвайную остановку. Правда, сегодня, наконец, решила показаться и порадовала прохладой и дождем. Посмотрим, что дальше будет.
Мой сын пошел в нулевой класс (помните, я спрашивала совета, что лучше – первый или нулевой?) правда, перед этим двое суток беспрерывно кричал: «Не хочу в школу!». Сейчас успокоился, даже стал говорить, что ему нравится, но за четыре прошедших учебных дня заметно изменился по характеру, стал самостоятельнее, жестче. Что интересно, даже черты лица, как мне кажется, немного изменились. Как вы думаете, такое бывает, или это мне мерещится?
Ну а сегодня я хочу предложить опыт с виноградным сахаром, пока еще есть возможность сделать его со свежим продуктами. Что такое виноградный сахар? Пугаться не надо, ничего сложного в нем нет, и экзотические фрукты нам не понадобятся.
Виноградный сахар – это всего лишь глюкоза. Самая обычная, которая образуется в растениях в процессе фотосинтеза, а также содержится теле человека и животных, являясь основным источником энергии. Кроме того, ее можно купить в аптеке в виде сухого вещества и раствора.
С порошком глюкозы я показывала интересный опыт «Волшебная банка», а с раствором – качественная реакция на глюкозу. Вот практически то же самое, что и в последнем опыте, мы будем сегодня делать. Только брать не искусственный раствор из аптеки, а натуральные продукты – виноград и мёд.
Итак, для проведения эксперимента вам понадобятся:
- несколько ягод крупного сочного винограда,
- немного мёда,
- стеклянные баночки для приготовления растворов – на каждый опыт по 3 штуки,
- кристаллический «Крот» для прочистки труб (гидроксид натрия),
- медный купорос,
- сухое горючее,
- кафельная или другая плитка из негорючего материала,
- спички,
- две прищепки.
Так как опыт выполняется с едкими веществами (гидроксид натрия) и нагреванием, то не забывайте про правила техники безопасности.
Как делаем опыт с виноградом.
Выдавливаем виноградный сок из ягод в баночку. Нам нужна именно жидкость. Случайно попавшую мякоть и косточки выбрасываем. Готовим растворы гидроксида натрия и медного купороса.
Сначала приливаем к виноградному соку раствор едкого натра, примерно столько же, сколько сока. Затем аккуратно по каплям добавляем медный купорос, чтобы образовался осадок ярко-голубого цвета. На фотографии не очень удачное освещение, поэтому осадок кажется грязно-синим, к сожалению.
Теперь сооружаем конструкцию из кафельной плитки и сухого горючего, как в опыте с аптечной глюкозой, и нагреваем. Не забудьте сначала прогреть всю баночку, чтобы она не лопнула, а затем нагревать ее отверстием от себя, чтобы, если произойдет интенсивное кипение и выброс горячей жидкости, она не попала на вас.
Я сделала небольшую ошибку — использовала много реактивов, поэтому, когда поняла, что такое количество раствора будет нагреваться очень долго, отлила немного в другую баночку. Заодно получилось, что исходный ненагретый раствор остался как контрольный для сравнения.
Кто-то из вас может посмеяться или понегодовать: как так можно использовать явно неподходящую посуду для таких опытов! Увы, я пока не знаю, чем заменить мои универсальные баночки от детского питания. Если есть идеи – поделитесь.
Термостойкими лабораторными стаканами я принципиально не хочу пользоваться, хотя они у меня есть. Но ведь не у всех есть знакомые химики или возможность купить довольно дорогую химическую посуду. Именно поэтому на своем блоге я показываю все опыты из подручных материалов. И именно поэтому на нем так мало опытов с нагреванием – из-за проблем с посудой.
Так что, кто подскажет, что еще можно безопасно использовать – скажу огромное человеческое спасибо.
Возвращаемся к опыту. Хотя, в принципе, он уже закончен. При нагревании цвет раствора меняется. Сначала он становится желтым, а потом – оранжево-красным. Вот сравнение с тем, что было до нагревания.
Это и есть качественная реакция на глюкозу. Именно изменение окраски от первоначально синего до красного доказывает, что во взятой для эксперимента жидкости была глюкоза, виноградный сахар.
Теперь то же самое делаем с мёдом. С ним опыт получается проще и нагляднее – переход окраски более яркий и четкий.
Растворяем небольшое количество мёда (я брала четверть чайной ложки) в воде, хорошенько перемешиваем и дальше делаем все так же, как и в случае с виноградным соком.
В итоге получаем насыщенный красно-оранжевый раствор.
С оставшимся мёдом можете провести реакции по определению, подделка это или нет. Ну а виноград можно съесть – вкусно и полезно (если, конечно, у вас нет сахарного диабета или предрасположенности к нему).
Вообще, глюкоза – настолько интересное вещество, что я, наверное, сделаю отдельную статью о ней. Вот закончится эта выматывающая и высасывающая силы жара – и сделаю.
Хорошего всем настроения!
Наталья Брянцева
KidsChemistry теперь есть и в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас! Google+, В контакте, Одноклассники , Facebook, Twitter
Станьте первым!