Всем привет!
Сегодня я хочу рассказать об одной интересной ситуации, с которой когда-то столкнулась.
Дело в том, что прошлой весной мы с сыном выиграли в одном из конкурсов интересный набор под названием «Картины: моя большая выставка» издательства Манн, Иванов и Фабер.
Штука получилась довольно интересная, полезный рассказ ребенку о художниках, но еще интереснее оказались последствия знакомства с ней. Давайте расскажу обо всем по порядку.
Что из себя представляет набор
Это настольная игра для всей семьи. Думаю, она подойдет для детей лет от 8-9. В ней 54 карточки, на которых изображены картины 48 разных художников, и книга с описанием правил, а также краткой информацией о художниках и их творениях.
Мне понравилось само оформление наборы, его очень приятно держать в руках – симпатичная коробочка на магнитном замочке, яркая книга-руководство, красивые карточки на плотной, качественной бумаге:
На каждой карточке указано название картины, автор, год создания, стиль, тема, ценность картины. Кроме того, здесь же задан вопрос, который можно использовать в играх. В руководстве к набору даны на выбор пять вариантов игр для двух человек и более.
Что меня сразу же, с первого взгляда зацепило – это выбор художников и их произведений: Ван Эйк, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс – это вроде как классика, с которой не поспоришь. Но дальше – Шагал, Северини, Миро, Джаспер Джонс, Энди Уорхол…
Присмотревшись внимательнее, я поняла, откуда такой странный выбор: автор этой книги-набора – английский искусствовед Сьюзи Ходж. Ну да, от нее нельзя требовать наличия привычных нам Шишкина, Поленова, Айвазовского, Брюллова. Хотя чем они хуже Раушенберга?
Сразу скажу, я никоим образом не осуждаю ни автора, ни издательство за выбор изображений. Наоборот, они молодцы. Автор, как искусствовед и педагог, правильно делает, что всеми возможными способами приобщает детей к мировой культуре. Издательство – умнички, что подхватили эту идею, перевели на русский язык и издали в таком шикарном виде.
Но…
Наверное, я какая-то неправильная. Мне неприятно смотреть на картину Энди Уорхола «Банка с супом «Кэмпбелл» (томатный)». Вот хоть убейте, не понимаю я ни ценности, ни смысла этого произведения. Это же касается Северини или Джонса с его «Флагом». Так и хочется сказать: «И что???»
Все-таки искусство, в моем понимании, это то, что призвано делать человека лучше, пробуждать в нем стремление к красоте, доброте, гармонии, состраданию, будить воображение и стремление узнать новое. А к чему побуждает это – я не знаю. Лично меня – к скуке и отвращению.
Если искусство нужно объяснять (например, что изображено на картине из спутанных линий и бесформенных пятен), то это уже не искусство, а черт знает что.
Тем не менее, мой четырехлетний сын живо заинтересовался новинкой, распотрошил весь набор и со свойственной его возрасту прямотой начал расспрашивать обо всем подряд: что за тетя на картине («Джоконда»), почему дяди ссорятся («Клятва Горациев») и т.д. В итоге выбрал то, что ему понравилось – «Петух» Хуана Миро и «Кот и птица» Пауль Клее.
Ну да, для его возраста это, конечно, ближе, чем те же Сикстинские фрески Микеланджело.
Зато я для себя сделала интересное открытие – оказывается, я еще что-то могу ответить, по крайней мере, что касается библейских либо исторических сюжетов.
И тут же попеняла себя в ограниченности кругозора. Моих объяснений сыну пока хватает, но это лишь пока, а что будет дальше?
Как мы играем с книгой-набором
В общем, оказавшийся в моих руках набор «Картины: моя большая выставка» оказался весьма полезным – сын заинтересовался живописью как явлением (раньше я как-то не обращала его внимание на это), а я поняла, что многого не знаю и вскоре не смогу отвечать на вопросы ребенка, так что надо срочно заниматься самообразованием.
Эта коробочка стоит на полке, и ребенок периодически ее достает и рассматривает картины. Естественно, играть по предложенным в книге правилам пока рано, но зато мы рассматриваем изображения, обсуждаем, что на них нарисовано. Я своими словами объясняю несложные термины типа «портрет», «автопортрет», «натюрморт», аккуратно ввожу их в словарь ребенка.
Каюсь, но потихоньку радуюсь, что его не заинтересовал ни Шагал, ни Дали (можете закидать меня камнями).
В общем, беседы с сыном над этими картинами натолкнули меня на мысль: а не сделать ли мне свою собственную подборку художников, благо информации сейчас хватает.
Моя подборка
Опять же, могу показаться консервативной, но я хорошо помню, как ходила на различные выставки, как собирала репродукции, печатавшиеся в разных журналах, с удовольствием рассматривала имеющиеся у моих родителей книги о русских художниках-передвижниках.
Может, этим и был обусловлен мой выбор того, что захотелось показать своему ребенку, конечно, с поправкой на его возраст.
Я нашла в интернете разные репродукции, распечатала их на самоклеющейся бумаге для принтера и наклеила на картон. Получились карточки размером в половину листа А4.
Например, мне хотелось показать ребенку красоту природы:
Мы вместе рассматривали и обсуждали, какая страшная буря может быть в море, чем она опасна для кораблей, что нужно делать, чтобы избежать опасности. Немного коснулись истории и военной доблести, обсуждая судьбу брига «Меркурий»:
Чуть позже застала мужа, объясняющего сыну на примере этой же картины, как устроен парусный корабль.
Сочиняли истории по картинам «Девочка с гусями» и «В жаркий день»:
Кого ждет девочка? На кого так шипит гусь? Посмотри, как раньше одевались дети и какими удочками они ловили рыбу. А ты помнишь, как вы с дедушкой на базе отдыха рыбачили?
Обсуждали сказки «Три богатыря» и «Сестрица Аленушка»:
Почему Аленушка плачет? Может, нужно подойти и пожалеть ее?
Сын, кстати, со свойственной ему практичностью, сказал, что ее нужно умыть и подарить ей новое платье и расческу.
Пусть уж лучше будет воспитание сострадания на Васнецове и Аленушке, чем безумия на Ван Гоге с его ухом.
Самая больная для меня тема, особенно в наше время – человеческая красота. Не знаю, права я или нет, но не хочу, чтобы понятие о красоте у моего ребенка сводилось только к «Винкс» и прочим уродцам.
Именно поэтому сделала довольно много карточек с женскими лицами. Пусть отложится в его памяти «чистейшей прелести чистейший образец»:
Чтобы не было однобокого знания, чтобы ребенок знал, что бывают и такие люди. Чуть позже нашла несколько мужских и детских лиц, но еще не успела распечатать. Пока мы обсуждаем то, что есть.
И набор «Большая выставка», и мои карточки всегда лежат на полке, где сын может их в любое время взять, когда ему захочется, я насильно его не заставляю. Когда он сам по своему желанию достает эти картины, я подсаживаюсь рядом, и мы начинаем разговаривать.
Что ты видишь на картине? Это нарисовал художник, которого звали так-то. Эта тетя в белом платье – жена поэта, который написал сказку о золотой рыбке, помнишь, мы с тобой читали?
То есть стараюсь привлекать самую разную информацию.
Спрашиваю, что нравится и что не нравится, обращаю внимание на одежду, прошу сравнить с нынешней, рассказываю какие-нибудь факты из истории, побуждаю к высказыванию своего мнения и никогда не оцениваю, правильное оно или нет, объясняю, как было бы лучше и почему.
Естественно, предварительно пришлось самой довольно много прочитать. Так что, и сама попутно учусь.
Не хочу отбивать стремление к познанию. Пусть сейчас получит все – и Рафаэля, и Кандинского, и Брюллова. Пусть знает, что есть самые разные виды живописи, что мир очень разнообразен. А когда подрастет, сам определится, что ему нравится.
Втихушку мечтаю, чтобы кто-нибудь выпустил такой же набор, как я описывала выше, только уже на нашей родной живописи Это было бы здорово.
Как вы думаете, не рано ли я начала такие занятия с ребенком? И как лучше их проводить? Что посоветуете? И что вообще думаете тему приобщения к искусству?
Жду ваших комментариев.
Наталья Брянцева
KidsChemistry теперь есть и в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас! Google+, В контакте, Одноклассники , Facebook, Twitter
Shiawase
Мне кажется, вы всё правильно делаете. Я прямо восхищена — честно. У нас такого набора не видела, а то и своему четырехлетке уже купила бы Но спасибо, что так подробно рассказали о нем — теперь поищу.
Очень понравилось, что вы дополнили набор своими карточками — это вообще супер!
А «Аленушка» напомнила мне вдруг моё детство — как-то в начале 80-х особенно не было у нас средств на украшения квартиры, и у мамы в комнате висела именно эта картина (по-моему из всех комнат картина была только тут). Потом даже не помню, куда она делась, но висела так долго, что каждый раз смотрю на неё и вспоминаю мамину спальню...
Наталья
Shiawase, этот набор можно заказать прямо на сайте издательства, они его пришлют по почте. По крайней мере, мне прислали без проблем.
Shiawase
Спасибо за ссылку, Наталья! Пошла смотреть.
Ольга Андреева
Я тоже считаю, что детей к искусству приобщать нужно с детства. Если ребенок видит красоту природы, картины, ходит с родителями в театр на спектакли, то из него вырастет чуткий человек. способный ценить прекрасное. *IN LOVE*
Спасибо за интересный рассказ. сама с удовольствием посмотрела картины, детство вспомнила. =)
Николай
Я видимо тоже ничего не понимаю в искусстве. Мне нравятся только маринисты и исторические реалии. И так же как вы, не понимаю банку супа и флаг...
Наталья
Ага, ужас какой-то просто...
Анастасия
Сразу вспомнилось, как мы с мамой в детстве вместе лепили из пластилина, причём порой очень сложные вещи. Нет, думаю, совсем не рано Вы сына приобщаете)))
Про дурацкое псевдоискусство согласна целиком и полностью *CRAZY*
Наталья
Хорошо сказано — псевдоискусство!